г. Санкт-Петербург
Невский проспект, д. 22-24

Как добраться?

+7 (812) 314-58-84
+7 (812) 315-25-68

пн-сб 9:00 — 21:00

Что делать, если у ребенка проблемы с речью? Как быть в том случае, если он развивается хуже своих сверстников? Вашему ребенку больше года, а он еще не ходит?

Стоит ли обращать внимание на эти его особенности?

Ответ однозначен: «Без помощи специалистов вам не обойтись».

В отечественной детской неврологии такое состояние обозначается как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Давайте разберемся, что стоит за этим определением.

Прежде всего, это комплекс симптомов, определяющих сенсомоторное, интеллектуальное развитие, поведенческое развитие, развитие праксиса, движение в вертикальном положении.

Педиатрам и детским неврологам хорошо известны физиологические нормы развития ребенка.

Любое отклонение от нормы является патологией и требует, прежде всего, тщательного анализа причины данного нарушения.

К какому специалисту, прежде всего, необходимо обратиться?

Вас удивит мой ответ. Это офтальмолог, а у детей с нарушением речи ещё и ЛОР врач-сурдолог (специалист по исследованию функции слуха).

Очень важно знать, насколько сохранены зрение и слух у такого ребенка. Способен ли он полноценно воспринимать слуховую и зрительную информацию?

Следующий специалист-невролог именно он может определить возможные симптомы, характеризующие незрелость центральной нервной системы, те сохранение характеристик, соответствующих более младшему возрасту или отсутствие формирования определенных функций характерных для данного возраста.

В случае минимальной мозговой дисфункции после осмотра ребенка невролог может определить, что выявлены легкие или мягкие симптомы поражения центральной нервной системы.

Это может быть небольшая разница рефлексов, непроизвольных движений, незначительная аномалия позы ребенка.

Легкие симптомы следует отличать от тяжелых, выраженных симптомов, таких, например, как гемипарез (выраженное ограничение движений в руке и ноге с одной стороны).

Существуют ли специальные методы диагностики, способные уточнить, либо опровергнуть минимальную мозговую дисфункцию?

Да, существуют. Прежде всего, это метод функциональной диагностики (исследующий функцию) головного мозга - электроэнцефалограмма.

Электроэнцефалограмму назначает невролог и, в зависимости от необходимой информации, им же определяется вариант электроэнцефалограммы, она может быть дополнена специфическими пробами и изменена во времени.

Следующий метод - нейросонография, или УЗИ головного мозга. К сожалению, он достоверен

только у детей до пяти лет.

У более старших детей назначают МРТ головного мозга. Как и в случае с электроэнцефалограммой, выбор варианта МРТ делает врач невролог, именно он определяет цель исследования и только в таком случае может быть правильно применена специальная программа МРТ.

Достаточно ли консультации невролога и дополнительных методов исследования для того, чтобы назначить правильное лечение?

Часто неврологи, полагая, что только их диагноз и лечение являются определяющими в таких случаях, направляют детей в логопедический детский сад, надеясь на успех ранней реабилитации в условиях детского сада. К сожалению, в большинстве случаев, это ошибочно и недостаточно.

Ребенка с предполагаемой минимальной мозговой дисфункцией, а точнее с минимальной неврологической дисфункцией в самом начале диагностики должна осмотреть группа специалистов.

Итак, мы уже говорили о том, что это, прежде всего офтальмолог, ЛОР – сурдолог и детский невролог.

Обязательна диагностика интеллектуального развития у нейропсихолога, в зависимости от возраста и состояния ребенка, такое исследование занимает от 45 мин до 1,5 час.

Диагностика речи у логопеда, диагностика движений у эрготерапевта.

Необходимо подробное изучение семейного анамнеза (истории заболевания в семье в нескольких поколениях), для того, чтобы исключить наследственные заболевания.

Необходимо знать подробную историю развития данного ребенка, включая его внутриутробное развитие. Историю его рождения, его самочувствие в первые часы и сутки жизни. Эти знания необходимы для понимания того, не было ли признаков энцефалопатии уже при рождении.

Что дальше? Как помочь ребенку, если уже определена минимальная мозговая дисфункция?

В том случае, если выясняется, что задержка развития является постоянным, непрерывным состоянием, ребенку предписываются не только специальные образовательные программы, но

и медицинская реабилитация. И наоборот, не только медицинская реабилитация, но и специальные образовательные программы.

Это всегда комплексная помощь и комплексное наблюдение. Длительность наблюдения определяет невролог на основании данных консультаций перечисленных специалистов.

На какие симптомы следует обратить внимание, если ребенок и ходит, и говорит, и в развитии не отстает?

Это поведенческие нарушения. Прежде всего, нарушение сна. Тревожный, прерывистый сон, нарушение засыпания, сосание пальца во время сна, сноговорение, снохождение.

Внезапные приступы гнева, нарушенный контроль за дефекацией, мочеиспусканием, ночное недержание мочи (энурез).

Неуклюжесть ребенка, неловкость в выполнении точных движений. Сниженная концентрация внимания. Трудности с запоминанием.

«Почему мы так говорим?»

«У нас был ПЭП» - как часто можно слышать эту фразу из уст молодых мам!

Какая загадка скрыта в ПЭП и почему он обязательно должен быть?

А может и не должен быть вовсе?

ПЭП теперь звучит также буднично, как когда-то звучало ОРВИ. Ну, подумаешь, пустяк - ОРВИ!

Это теперь всем понятно: ОРВИ-далеко не пустяк и относиться к ней нужно со всей

серьезностью.

ПЭП или полное название: Перинатальная энцефалопатия тоже не пустяк, это сложный, порою

непрерывный патологический процесс, происходящий в головном мозге новорожденного и

продолжающийся нередко на протяжении многих лет.

Именно перинатальная энцефалопатия наиболее часто приводит к развитию минимальной

мозговой дисфункции. Совершенно очевидно то, что перинатальная энцефалопатия – это,

прежде всего, заболевание, точнее, заболевание головного мозга, характеризующееся его

диффузным, дистрофическим поражением, возникающим при разнообразных патологических

состояниях у новорожденного. Я уточняю – у новорожденного, ведь перинатальный период-это

период до 7 го дня с момента рождения . Таким образом – перинатальная энцефалопатия-это

энцефалопатия новорожденных

Причиной её возникновения может быть родовая травма, даже самая незначительная.

Может быть, и нарушение мозгового кровообращения, например, во время острой или

хронической гипоксии. Могут быть и врожденные нарушения обмена или метаболические

нарушения и внутриутробные инфекции.

Стресс, перенесенный мамой новорожденного, также может быть причиной энцефалопатии

Энцефалопатия всегда диагностируется у новорожденных, родившихся раньше срока.

Изменения, происходящие в головном мозге новорожденного при энцефалопатии очень часто

серьезны. Возникает отек мозга и мозговых оболочек, расширение сосудов и переполнение их

кровью, расширение периваскулярных пространств, в некоторых случаях

возникают небольшие кровоизлияния. Иногда повреждаются нервные волокна.

Наиболее часто перинатальную энцефалопатию диагностируют как гипоксически-ишемическое

поражение головного мозга. Следует знать о том, что этот диагноз может быть лишь

ориентировочным, фоновым. Темпы развития перинатальной энцефалопатии различны.

Это может быть острое состояние, которое

проявляет себя сразу в момент рождения, может быть и постепенно развивающийся

патологический процесс. В этом случае энцефалопатия в первый месяц жизни проявляет себя

лишь излишне беспокойным поведением ребенка, либо наоборот его вялостью, избыточной

сонливостью С течением времени , как правило, развиваются повышенная утомляемость,

нарушение сна, головная боль.

Такому ребенку бывает трудно сосредоточиться, сложно переключится с одного вида

деятельности на другой, могут быть нарушения памяти, особенно на ближайшие

события. Иногда под маской перинатальной энцефалопатии скрываются сложные врожденные

заболевания.

Энцефалопатия всегда требует точной углубленной диагностики и непрерывного наблюдения

невролога.

Период наблюдения такого ребенка не менее семи лет, те до полного созревания

двигательных функций, функции речи. На протяжении этого периода обязательна оценка

интеллектуального развития ребенка, оценка его адаптативных функций.

Дополнительные методы диагностики при энцефалопатии определяет невролог в каждом

конкретном случае, в зависимости от причины возникновения энцефалопатии.

Лечение энцефалопатии направлено на устранение причины, вызвавшей поражение головного

мозга. Длительность и методы лечения также определяет невролог.

Как уточнить имеет ли ваш ребенок признаки заболевания головного мозга, характерные для

энцефалопатии?

Мы рекомендуем в таких случаях выполнить нейросонографию (УЗИ головного мозга),если

вашему ребенку меньше пяти лет, либо, посетить прием невролога, который определит тактику

диагностики неврологического здоровья вашего ребенка.

Здоровье вашего ребенка в ваших руках! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, хорошо учился в школе, не стеснялся собственного состояния среди сверстников и в дальнейшем был бы успешен, не жалейте времени и сил на диагностику, а при необходимости и на восстановительное лечение.